Мои книги



Дети Библии – Моисей

Я хотел, чтобы дети поняли основные правила этой жизни. Но я не мог понять как же донести им эти великие знания. Несомненно, ничто не научит лучше, чем Библия. Однако они не могут ее читать, она слишком сложная для них. Нужна новая Библия для детей.  Я писал о Моисее как об их сверстнике, чтобы их не оттолкнуло то, что он уже «взрослый».  Переписать Библию – это куда сложнее, чем я думал. Я страдал немыслимо, видя как проходят бесплодно недели и месяцы моей работы над произведением. То, что я написал, считаю черновиком. Важно, что скажет ребенок:  что от себя добавит ‑ решающая их точка зрения, их вопросы. Хотел я описать все как можно лучше и красивей, только не получилось у меня это так, как хотелось. Ибо я стар, измучен и уже не ребенок. Но сам ты (ребенок) справишься с этим лучше меня и сделаешь это как надо.




Когда я снова стану маленьким

Взрослому читателю

Вы говорите:

— Дети нас утомляют. Вы правы. Вы поясняете:

— Надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь! Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.

Юному читателю

В этой повести нет приключений. Повесть эта — психологическая. Она психологическая не потому, что про псов. Да и пес-то в ней только один — Пятнашка. «Психе» — по-гречески значит «душа», а здесь рассказывается о том, что происходит в душе человека: о чем он думает, что чувствует.

Только став взрослым ты понимаешь почему тебе порой так не нравилась школа, почему же злились на тебя родители и не всегда понимали твои переживания. Теперь я вижу как можно все исправить, улучшить жизнь детям. И я делюсь с вами моими рассуждениями.


Наедине с Богом

Существуют разные молитвы. Кидуш – это одно, изкор – совсем другое. Молитвы для разных случаев. Но ведь не существует молитвы для того, чтобы попросить помощи в сдержании обещания, данного матери, либо для принятия трудного решения в жизни…
Здесь я и собрал некоторые из таких. Молитва – это ведь не только текст, который ты знаешь наизусть и произносишь при конкретных обстоятельствах. Молитва – это прежде всего разговор с Богом. И всегда он будет немного иной, ведь мы взрослеем, меняемся. Меняется и мир вместе с нами.
Я хочу чтоб вы поняли, что молитва должна быть искренней, в ней должна быть часть вас. И тогда она может действительно совершать чудеса.

Молитва мальчика

Правила жизни

Я боялся, что на меня станут сердиться. Скажут: «Голову ребятишкам морочит». Или: «Подрастут, будет еще у них время обо всем этом подумать». Или: «И так не очень то слушаются, ну а теперь пойдут критиковать взрослых...»
«...Покажется им, что все знают, и заважничают».
Давно, очень давно я хотел написать такую книжку, да все откладывал. Ведь это   первый опыт. Опыт может и не удаться. А если даже и удастся, промахи неизбежны. У того, кто делает что либо новое, должны быть ошибки. Я буду начеку. Постараюсь, чтобы книжка вышла занимательная, хотя это и не описание путешествия, и не историческая повесть, и не рассказ о природе. Я долго думал и все не знал, как назвать книжку.
        Пока один мальчик не сказал:
 — Много у нас, у ребят, огорчений оттого, что мы не знаем, как правильно жить. Иногда взрослые объяснят спокойно, а больше сердятся. А ведь неприятно, когда сердятся. Понять трудно, спросить нельзя. И в голову лезут разные поперечные мысли.
         Так и сказал: «поперечные мысли».
         Я взял лист бумаги и написал: «Правила жизни».
И вижу: правду мальчик сказал — хорошо получилось. И я составил план. Я напишу о доме, о родителях, о братьях и сестрах, о домашних развлечениях и огорчениях. Потом — об улице. Потом — о школе. Потом я напишу о ребятах, которые думают про то, что они видят дома, на улице и в школе. Каждый из вас ведь не только играет, но и смотрит, и слушает, что говорят другие, и сам размышляет. Это не повесть и не школьный учебник, а научная книга. Одни предпочитают авантюрные романы, сказки, необыкновенные приключения, печальные или смешные. А другие говорят, что самые занятные книжки — это как раз научные... По школьному учебнику учатся, повесть — та читается легко, а научная книга заставляет человека самого много думать. Немножко прочтет, а потом вспоминает разные вещи, а иной раз и удивляется, и размышляет, так ли это на самом деле. Ведь бывает, что один говорит одно, а другой другое. У ребят свои дела, свои огорчения, свои слезы и улыбки, свои взгляды — молодые, молодая поэзия. Часто ребята прячутся от взрослых, стыдятся, не доверяют, боятся, что станут высмеивать. Ребята любят слушать разговоры взрослых — и очень хотят знать. Хотят знать правила жизни.

Слава

В этой повести будет пятеро детей, их родители, старенькая бабушка, дядя, кошка, тетя... Семья эта обеднела и теперь их ждут трудные времена. Они переезжают в меньшую квартиру, отец идет на работу в пекарню, мама все время пытается найти ему работу получше… Старший сын помогает родителям и работает в свободное время в нефтелавке. Но даже в это время дети находят себе друзей и радость в жизни. У них появляются мечты, желание прославиться. Вот они и создают «Союз Рыцарей Чести» («Эсэрче»). Тому, кто состоит в «Эсэрче», не разрешается лгать, мучить животных, курить и смеяться над маленькими, он обязан защищать малышей и помогать им. Если во дворе есть больной ребенок, калека или глухонемой, а у «Эрче», то есть у «рыцаря чести», в кармане лежит карамелька, он должен отдать карамельку больному, малышу или калеке. Игрушки тоже надо отдавать маленьким, если позволят родители.
Насколько ведь важны детские мечтания! Как же они могут повлиять на их жизни в будущем. Главное – не сдаваться. Дети! Дерзайте, мечтайте о славных делах! Что-нибудь да сбудется!

Право ребенка на уважение

С ранних лет мы растем в сознании, что большое — важнее, чем малое. Уважение и восхищение вызывает большое, то, что занимает много места. Маленький же повседневен, неинтересен. Маленькие люди — маленькие и потребности, радости и печали.  Производят впечатление — большой город, высокие горы, большие деревья. Мы учим на собственном примере пренебрежительно относиться к тому, что слабее! Плохая наука, мрачное предзнаменование.
Кто и когда, в каких исключительных условиях осмелится толкнуть, тряхнуть, ударить взрослого? А какими обычными и невинными кажутся нам наши шлепки, волочения ребенка за руку, грубые «ласковые» объятия!  Мы поручаем и проверяем выполнение по нашему хотению и разумению — наши дети, наша собственность — руки прочь!
Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст — долгие, важные годы в жизни человека. Уважайте его незнание! Уважайте труд познания! Уважайте тайны и отклонения тяжелой работы роста! Уважайте неудачи и слезы! Уважайте, если не почитайте, чистое, ясное, непорочное святое детство!




Король Матиуш Первый

К предисловию этой книги я поместил свою фотографию в возрасте короля Матиуша. Зачем? Чтобы юный читатель знал, что я такой же как и он ребенок...
Польский король умирает и у него остается маленький сын Матиуш. Ребенок становится королем. Многие не воспринимают его всерьез и пытаются отвлечь его игрушками, а сами управлять государством. И все же я считаю недопустимым недооценивание возможностей и способностей ребенка. Матиуш идет на фронт, где видит что же на самом деле означает война. Что такое современная война, Матиуш понятия не имел. Он представлял себе войну так: на поле брани сражаются воины, потом победители на конях преследуют побежденных. А вот что солдаты роют окопы, устанавливают проволочные заграждения и сидят в этих окопах иногда по целым неделям, этого он не подозревал.
 По окончанию войны он приступает к управлению государством. Матиуш очень старается улучшить состояние его страны. Он пытается проводить реформы, направленные на то, чтобы улучшить положение жителей королевства, особенно — детей. Он даже создаёт детский парламент, в котором заседают его сверстники. Способности детей велики, но им все же недостаточно опыта для управления государством.
Эта книга о том, с какими трудностями сталкивается ребенок, о его развитии и познании мира и первым опытом обретения власти.



Король Матиуш на необитаемом острове

После длительных заседаний Матиуша высылают на необитаемый остров. Поначалу мальчику даже нравится там находиться. Сидит он на берегу моря и бросает в воду камешки. А вода синяя-синяя! Кругом тишина и красота такая, что глаз не оторвешь! На душе у Матиуша хорошо и спокойно. Никаких забот, хлопот, огорчений. Матиуш стал философом, то есть человеком, который размышляет обо всем, что видит. Сидит целый день и думает. В голове у Матиуша — тысяча вопросов, и на все надо ответить самому, потому что нет у него ни книг, ни товарищей, ни учителей. Получается, будто он ученик и учитель одновременно. И это ему нравится.
Матиуш, все же, сталкивается и с проблемами, которые настигуют его из-за одиночества. Порой у Матиуша было смутное желание опять убежать, но куда и зачем, он не знал. А не знал, потому что в голове у него — хаос. Матиуш завел дневник. Он взял тетрадку, нарисовал на обложке домик, пальму, в отдалении — скалу и море, заходящее солнце, парящих в небе орлов. Идет Матиуш, и чем больше на пути препятствий, тем с большим упорством он их преодолевает.
Матиуш все же совершает побег с острова и снова пытается бороться за свою власть, мировую справедливость и жизнь.

Волшебник Катюш
Это сложная книга. Я посвящаю ее беспокойным непоседам, тем, которым тяжело измениться. Они должны этого действительно хотеть. Для этого у них должен быть борцовский характер и воля, готовая к любым испытаниям. И тогда это приводит к результату.

Лето в Михалувке
На Свентокшистской улице в Варшаве стоит низкий старый дом, при доме большой двор. Во дворе собираются дети, которых отправляют на лето в деревню, а в старом доме помещается контора «Общества летних колоний». Детей отправляют под надзором воспитателей в колонии, и о каждой такой колонии можно было бы написать целую книжку. Я расскажу вам, как жили в колонии в Михалувке еврейские мальчики. Я был у них воспитателем. Выдумывать я не стану, а расскажу только то, что видел и слышал. Рассказ будет интересный.


Сенат безумцев
В 1931 году на сцене варшавского рабочего театра «Атенеум» была поставлена моя пьеса «Сенат безумцев». Произведение вызвали большой интерес общественности в польской столице. Среди действующих лиц пьесы особо выделялась зловещая фигура в мундире полковника – образ врага демократии и гуманизма, не скрывающего ненависти к евреям. Так, еще почти за десять лет до того, как Европу закрыли коричневые тучи фашизма, я провидчески предсказал грозящую миру опасность. 




Как любить ребенка

То, чего нам так не хватает... А не хватает нам любви к детям. Не хватает самоотверженности  - родительской, педагогической. Не хватает сыновней, дочерней любви. Всякий раз, когда, отложив книгу, ты начнешь плести нить собственных размышлений, - книга достигла цели. Если же, в поисках точных указаний и рецептов лихорадочно листая страницы, ты досадуешь на их скудость, знай, что если и есть в этой книге советы и предписания, они появились не по авторской воле, а вопреки ей. В этой книге я описал свои выводы о детях, основываясь на своем опыте работы в приюте. Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители в неизвестных мне условиях могут воспитывать неизвестного мне ребенка, подчеркиваю - могут, а не хотят, могут, а не должны.  Я хочу, чтоб поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда. Ребенок-папирус, убористо заполненный мелкими иероглифами, ты сумеешь прочесть лишь часть их, некоторые же тебе удастся стереть либо вычеркнуть и наполнить своим содержанием. 




как любить ребенка from khapko

А вот скрижали моего завета родителям:








Как эти заповеди можно объяснить?..